Ого! Оказывается, мы с двухлетней Ариной за 7 недель проехали 3000 километров по земле с юга на север Вьетнама! Вот только сейчас заглянула в гугл-мап, проложила маршрут и ахнула! Это такое же расстояние, как от Москвы до Лондона или от Киева до столицы Ирана Тегерана. Как мы смогли столько проехать с ребенком на руках? Я уж и сама не знаю. Просто было интересно почти каждый из 49 дней. Сегодня краткий отчет о том, как это было.
"А давай-ка проедем Вьетнам с юга на север… А может вообще устроим мототрип? Что нам, с двумя рюкзаками и Ариной в кенгурушке за спиной - раз плюнуть. Купим хороший байк большой и поедем… Будет круто!". Эта идея пришла мне в голову на веранде нашего дома в Пуэрто-Принцессе и я поспешила тут же поделиться с Сашей. К тому времени нам уже порядком поднадоело сидеть на филиппинском острове Палаван, хотелось что-то поменять и взбодриться. Авантюра с Вьетнамом добавила бы в нашу жизнь чуточку экстрима, новых впечатлений и уж точно пару тысяч клевых фото для семейного альбома и блога. Саша понимал это так же, как и я. Он не спрашивал ничего, а просто сказал: "Ну поехали…".
Кроме идеи о таком мегатрипе по Вьетнаму, больше у нас не было ничего. Мы не мечтали об этой стране годами, не изучали форумы и блоги. Мы знали о Вьетнаме только то, что успели увидеть за три месяца безвылазной жизни в Вунгтау зимой 2011-2012. Почему же тогда выбор пал на Вьетнам? Преимуществ множество: виза на три месяца по прилету, хорошие мини-отели за копейки, вкусная и подходящая для желудка европейца еда, хороший шоппинг.
Мне казалось, что Вьетнам - очень простая страна, и осуществить задуманное будет не сложно. Сейчас, уже проехав его вдоль и поперек, я могу сказать - это было нечто! Это как раз то, о чем можно рассказывать на пенсии соседкам по тайскому резорту и хвастаться внукам.
Итак, проведя недельку в Хошимине и удивляясь, как изменился город (а может это изменились мы) за год, мы покатили в хорошо знакомый Вунгтау. Там мы взяли таймаут, чтобы составить хороший маршрут по Вьетнаму, купить байк и всё необходимое для путешествия.
Но, посидев недельку на форумах, мы поняли, что на байке по Вьетнаму не поедем. 80% страны - это горные перевалы, расстояния между городами большие, ехать долго и опасно. Я не перестаю писать о том, что вьетнамцы - очень непредсказуемые водители. Для них абсолютно нормально ездить по встречке, обгонять справа, выскакивать на дорогу из переулка, даже не посмотрев, свободна ли дорога. Решено было продавать нашу "Мамазиту", которую мы поторопились купить накануне.
Кстати, если все же решитесь на мото-тур, то вот пара советов. Байк для таких целей нужен большой и мощный, обязательно автомат. И каску тоже лучше купить добротную, китайские каскетки при падении разлетаются на мелкие осколки и могут быть опасны. Где купить байк во Вьетнаме? Поищите его на международном форуме Craigslist. У местных торговцев в оффлайне обычно подороже.
18 марта 2013 года, собрав два скромных рюкзачка, мы двинули в сторону Далата. Тогда с трудом представляли себе, что такое слиппербас во Вьетнаме и готовились к тяжелому 7-часовому путешествию. Но оказалось, что в таких автобусах очень даже комфортно и время пролетает незаметно. Уже спустя час после начала поездки Аринка спала без задних ног и проснулась только в Далате.
Об этом городе в горах можно говорить часами. Просто сказать: "нам там понравилось" - не сказать ничего. Уютный городок со своим микроклиматом. Мы ездили на байке по окрестностям, ели вкусную еду, кормили медведя и крокодилов и встречали закаты на необыкновенном озере. Далат заставил нас пожалеть, что мы отвели ему в нашем путешествии всего два дня. Саша мечтает, что когда-нибудь мы сюда вернемся пожить на месяц-другой.
Дальше мы поехали туда, куда редко ступает нога русского туриста. Провинция Даклак - место, где местные жители приручают слонов и используют их в качестве помощников в домашнем хозяйстве.
До Даклака всего 5,5 часов езды на автобусе по горному серпантину от Далата и столько же от Нячанга. Это время в дороге тянулось вечность. Нас угораздило сесть на небольшой локал-бас с узенькими креслами и кучей местных жителей, которые чуть ли не на головах друг у друга сидели. Аринке и в этот раз было абсолютно фиолетово, на чем мы поехали в путешествие и через полчаса она уже мирно дрыхла, уткнувшись лицом мне в плечо. А я все думала, оправдает ли Даклак наши ожидания?
Мы приехали в столицу провинции Буонметхуот и зависли там на пару дней, рассчитывая осмотреть достопримечательности городка. Но он оказался настолько бедным на экзотику, что стал для нас просто перевалочным пунктом между деревнями. Именно там в Даклаке - все интересное. Озеро Лак и городок Лиен Сон - это место, куда обязательно стоит попасть, будучи во Вьетнаме.
Слоны здесь повсюду, а местные жители - мнонги - фотогеничны и колоритны, со своим экзотическим укладом жизни.
Еще скатались в парочку деревень на северо-западе провинции. Но они уже впечатлили не настолько. Как-то там слишком уж по-туристически. Хотя кладбище слоновьих охотников в деревне Буон Дон - довольно интересное место.
И вот мы из Даклака уже едем в Нячанг. После сказочных пляжей возле филиппинского Эль Нидо мы не ожидали от Нячанга ничего выдающегося. Но море там в марте оказалось прозрачным, песок чистым, а туристов было совсем мало. А в комплексе Винперл мы даже нашли такой же белоснежный песок, как в Эль Нидо.
Проведя 18 дней в Нячанге, я знаю, что это место богато на интересности. Вот езжай на две недели туда - и каждый день можно придумать какое-то новое развлечение. Кстати, помните, я говорила о том, что мы потратили в Нячанге всего 629 долларов на все - отель, аренду байка, еду, входные билеты на экскурсиях? Это чистая правда, и я написала отдельный пост о том, как у нас это получилось.
Дальше нас ждала длинная дорога из Нячанга в Дананг. И это расстояние решено было преодолевать на поезде. Вьетнамский вагон купе (Soft sleeper на 4 места) ничем не отличается от нашего. Ну разве что туалет во вьетнамском варианте попросторнее. Ночь в дороге прошла замечательно. Все спали как сурки, несмотря на храпящую тетушку-вьетнамку на верхней полке.
Дананг мы выбрали перевалочной базой для поездки в мраморные пещеры и исторический городок Хойан. Везде ездили на арендованном за 5 долларов в сутки байке. Это стандартная цена аренды для большинства городов во Вьетнаме, так что и заморачиваться с покупкой собственного байка и таскаться на нем 3 тысячи км по горам не имеет никакого смысла. Ну разве что вы извращенный мазохист, готовый много часов подряд отбивать попу на мотике.
Мраморные Пещеры возле Дананга - это самое сильное впечатление для Аринки. Она сейчас всем рассказывает, что именно они в нашем путешествии понравились ей больше всего.
Город Хойан - место, в котором удивительным образом сочитается все, что нужно на отдыхе. Здесь и старинные домики, храмы, мастерские, за копейки шьют под заказ одежду и обувь, а в придачу в нескольких километрах от города - прекрасный пляж, где туристов раз два и обчелся.
Если бы я выбирала место для двухнедельного отпуска во Вьетнаме, то это был бы Хойан.
Из Дананга до Хюэ всего 2,5 часа. Автобус стоит 50 тысяч донгов (2,5 доллара) и идет по красивой горной дороге, заезжая в самый большой во Вьетнаме горный туннель протяженностью 6 км. Благодаря тому, что ехать совсем близко, никто в дороге не устал и уже вечером мы отправились штурмовать местные ресторанчики.
Хюэ - королевский город, в котором готовят королевскую еду. Впрочем, мы ее так толком и не распрбовали, зависнув на 2 вечера подряд в ресторане с индийским шеф-поваром, который готовил изумительную масалу и вкуснющий рис с шафраном. Мне удалось взять у него мастер-класс, и уже скоро я недеюсь опубликовать рецепты парочки индийских деликатесов в этом блоге.
В Хюэ мы скинули по паре кило благодаря необыкновенной жаре. Но даже она не смогла заставить нас сидеть в отеле. За короткие вылазки мы посмотрели императорскую крепость, дворец и гробницы королей в пригороде.
В Хюэ самые дорогие входные билеты на экскурсиях, очень дорого стоит вода и другие напитки внутри исторических достопримечательностей. Все остальное там так же, как и в других городах: отели 10-15 долларов в сутки, аренда байка 5 долларов, пообедать в макашнице 4-5 долларов на троих.
По плану мы должны были лететь оттуда в Ханой на самолете. Но вот незадача, аэропорт в Хюэ закрыли на реконструкцию. Пришлось срочно менять планы и искать другой способ преодолеть эти 700 километров пути. Кинулись искать билеты на поезд, остались места только в жестких вагонах. Пришлось ехать на слиппер-басе. Нам сказали, что до Ханоя 13-14 часов… Но из-за пробок в пригородах столицы мы ехали 17 часов! Это было тяжело и изматывающе. Пожалуй, эта дорога - самая сложная часть нашего путешествия с юга на север Вьетнама.
Пару дней в Ханое мы только спали и ели, отходили от долгой дороги из Дананга. А потом отправились в Сапу - городок в горах на севере Вьетнама и на границе с Китаем. Ехать до Сапы можно двумя способами: поезд+ автобус (дороже и не очень комфортно в 5 утра просыпаться и искать маршрутку из Лао Кая в саму Сапу) и слиппербас (10 часов в пути в полуспящем состоянии переносятся нормально). Мы выбрали второе и не пожалели. Аринка спала всю дорогу и еще досматривала последние сны на мне, когда мы брели по улице в поисках нашего отеля.
В Сапе мы наслаждались необыкновенными красотами, лазали по горам, знакомились с обычаями местных жителей - черных хмонгов и красных зао...
... и ездили на байке через высокий горный перевал Трам Тон - 2000 метров над уровнем моря!
Если составлять рейтинг городов, которые понравились больше всего - то Сапа окажется на первом месте. И даже не сам городок, а деревушки возле него.
Немного раздражает навязчивость местных жителей, которые круглосуточно пытаются впарить тебе какую-нибудь бесвкусную хэнд-мейд штуковину… Но и к этому привыкаешь.
Кстати, во время нашего путешествия, я написала парочку постов о самых популярных аферах во Вьетнаме. Эти посты мгновенно разошлись в соцсетях и многие люди мне сказали за них спасибо. Была одна девчонка, которая бурно доказывала, что русским вечно не угодишь, и о чужой стране нужно писать как о покойнике - только хорошее, про красоты и т.д. и т.п. Так что теперь пишу предупреждение для тех, кто едет во Вьетнам в розовых очках: не читайте мой рейтинг афер, пусть вьеты и дальше вас накалывают. А что, разве жалко пары долларов и испорченных нервов?..
ТОП-10 самых распространенных "разводов" во Вьетнаме: ЧАСТЬ 1
ТОП-10 самых распространенных "разводов" во Вьетнаме: ЧАСТЬ 2
В Ханой мы вернулись уставшими и счастливыми. Впереди по плану была бухта Халонг. Но ехать туда 5-6 часов снова на автобусе было так неохота. За плечами 3 тысячи километров дороги, от автобусов уже тошнит, разбирать и собирать снова вещи невыносимо. Решив, что еще одна поездка совсем уж не в кайф, мы остались в Ханое и там подцепили какой-то нестрашный вирус. Последнюю неделю просидели в номере, выбираясь на улицу только за едой. Но все же за пару дней до болезни, нам удалось предаться разврату под названием "шоппинг". Мы не вылезали из торговых центров, покупая одежду и обувь. За это время я выяснила несколько важных моментов про шоппинг в Ханое. Скоро напишу отдельный пост, в котором сдам все явки и пароли.
Бюджет нашей поездки с юга на север Вьетнама:
Теперь самое интересное - о деньгах. Ну правда, большинство моих друзей этот вопрос волнует больше всего - сколько стоит путешествие по Вьетнаму.
За 7 недель (мы были в пути с 18 марта по 7 мая) мы потратили ровно три тысячи долларов. Вычитаем из них 700 долларов на необязательный шоппинг в Нячанге и Ханое и отправку посылки со всем барахлом в Украину. Получается 2300 долларов за 49 дней путешествия. Это включая все расходы: внутренние передвижения на транспорте, комнаты в отелях, аренду байков, еду и входные билеты на экскурсии. Хочу заметить, что мы все достопримечательности объезжали сами и не покупали готовые туры в агентствах (за исключением маленькой поездки на острова в Нячанге за 7 долларов с человека).
Итого, если разделить 2300 на 49 дней, то получается по 47 долларов в день на семью из трех человек, которые живут в отелях и активно передвигаются по стране. Вы можете посчитать нас аскетами и подумать, что жили мы в лачугах на хлебе и воде… Могу вас заверить: ни в чем себе не отказывали и особо не экономили. Посмотрите мои отчеты, там есть фотки отелей, байков, ресторанов, в которых мы бывали - все прилично и цивилизованно.
Что теперь? После Вьетнама мы уже успели побывать в Москве (бабушка, дедушка, братик Леша и еще куча теть и дядь Арины - все там) и в Кирове (не из-за Навального, а потому что там живет наш дедушка Валера и братик Илюшенька). А сейчас мы вернулись в Мариуполь, снова привыкаем жить в большой квартире, есть украинский борщ и обсуждать на детских площадках, кто из детей сколько раз в день ест и какает. Все это забавно и экзотично. Этого не хватало в нашем большом азиатском трипе по Филиппинах и Вьетнаму. Пока наслаждаемся жизнью, летом и солнцем. А там - посмотрим, куда нас еще занесет…
У меня накопилось еще множество ненаписанных отчетов о наших поездках. Если для вас важно не пропустить самые интересные посты, подпишитесь на рассылку анонсов в социальных сетях или получайте уведомление по имейлу. Все нужные кнопки - в низу страницы.