Этот пост по моей просьбе написал Саша. Он делится своими воспоминаниями о том, почему и как учился водить байк во Вьетнаме.
Владелец нашего отеля мистер Юм удивил меня по-настоящему дважды. Первый раз, когда я ему показал фотографию украинских детей, гуляющих в двадцатиградусный мороз - я не ожидал, что его глаза могут так округлиться. Второй раз - когда сообщил ему, что ни разу в жизни не управлял байком. В ответ на это серьезный бизнесмен хохотал так долго и взахлеб, как во Вьетнаме наверное и вовсе не принято. Пешеход тут - это дикость.
Диалог сложился просто: он предложил мне проехать на своем байке - очень распространенная модель Honda Blade. Показал управление - тут газ, тут тормоза, и нажимать лучше только задний, разгонятся по чуть-чуть, тут фары включаются, поворотники… И несколько раз с уважением - automatic, не надо передачи переключать. Проехал, сидя у меня за спиной, метров тридцать по прямой, и после этого заявил, что мы можем пользоваться его байком бесплатно, пока живем на этом отшибе. Я поразился степени его доверия, умело скрыл щенячий восторг, и на семейном совете мы с Анькой решили, что деваться некуда, и мне надо учиться. Дааааа, некуда деваться, милая, надо, надо…
Тут-то я и оценил по-настящему все прелести нашей глухомани: пустынная набережная - идеальное место для чайника. Там я поначалу и раскатывался - до перекрестка в одну сторону, до перекрестка в другую… Вспоминаются отдельные моменты: как не мог завестись, и седой привратник наш с хитрой вьетнамской улыбкой показывал, что надо сперва убрать подножку. Как однажды заехал далековато в город и минут 10 не мог развернуться. В другой раз резковато нажал на газ, разворачиваясь, рванулся, и рука, сжимаясь от нервов, никак не могла отпустить газ. Такие путешествия порой заканчиваются в стене, а я остановился на обочине… Урок вышел бесплатным.
Через день поехали покупать шлемы - в магазинчик в городе меня провожал какой-то сотрудник отеля, и сидя сзади я сполна почувствовал, что можно выжать из такой тарахтелки. Он рьяно разгонялся, резко тормозил, а в городе пролезал в такие дырки, что меня спасала лишь вера в то, что навыки управления передаются вьетнамцам вместе с материнским молоком. Так оно почти и есть - играющим в придорожной пыли детям первым делом объясняют, что нельзя трогать раскаленную выхлопную трубу.
Но вернемся ко мне. Вот у меня теперь есть шлем - отвратная "каскетка" без внутреннего каркаса, зато черная. Как я такое выбрал? Не знаю, помню только, что все три семейных шлема обошлись в 300 тысяч донгов. И я понемногу расширяю географию - доезжаю по набережной до пляжей на первую экскурсию, показываю фотки Аньке - и мы решаем что все, надо ехать.
Ох и страшно мне было за семью! Но я по крайней мере мог на своем примитивном уровне контролировать происходящее. А уж Анька была вовсе на грани - лишь перспектива того, что без колес нам ну никак нельзя, удержала ее на байке в первый раз. Путешествовали мы долгое время на скорости в 20 км в час под периодическое "Саша, уже 25! имей совесть!". Проезжавшие местные еще успевают нас оглядеть со всех сторон, вон пальцами показывают… "Саша, ну-ка на дорогу смотри!" И цепляется за меня мертвой хваткой…
Но на самом деле это был единственно верный путь - наиболее безопасный. Сначала, во время дневного сна Аринки, проехать тихонько самому, потом уже возить семейство. Тогда даже выходной день на набережной, когда байков становится в два раза больше, превращался в испытание. Разок приехали мы к отелю, а навстречу (как мне тогда казалось) - беспрерывный поток мотоциклов, которым абсолютно плевать на все подмаргивания поворотником… Как блин проехать-то!? Тогда, помню, мне еще раз помогал привратник: мы перешли дорогу пешком, а байк перегнал он, за секунду найдя лазейку. Это был фейспалм.
Следующей ступенью расширения географии стали поездки в город. В одну замечательную пекарню с жутко вкусной выпечкой, потом - на главную торговую улицу города - Баку (Ba Cu). Потом - до конца набережной, и вдруг Анька предложила: а не съездить ли нам в торговый центр Коопмарт в глубине города? Я по карте смотрела, нам по прямой…
Это был первый раз, когда мне предстояло везти семью по неизвестному маршруту. Я карту тоже смотрел, и знал, что впереди три кольцевых развязки, которые внушали трепет и уважение. Особенно учитывая, что скоро настанет час-пик. Тут я очень порадовался, что мы выделяемся из толпы - от европейцев тут ничего не ждут. Пока я пытаюсь проехать это хитрое кольцо - с потеющими руками, дергаясь, нервничая, вращая головой в попытке обозреть панораму на 360 градусов - местные со стоическим спокойствием притормаживают, если надо останавливаются. Даже автомобили - которые вообще-то на байки плюют с высоты своего положения. Что взять с белокожего - это ж как обезьяна с гранатой. Тем не менее, мы поехали одну, и вторую, и третью развязку, и потом еще развернулись в потоке… Мне было уже не до шоппинга, но я гордился и собой, и Анькой, которая меня всю дорогу успокаивала и докладывала новости об окружающей действительности. Это она знала, что все вокруг притормаживали от греха подальше, а я просто пытался одолеть эту чертову развязку…
Мистер Юм не зря заливался - для любого автомобилиста эти подвиги чайника так же смешны. Зато благодаря этим "Саша, уже 30!" мы вернули ему байк без единой царапины, я со временем стал водить более уверенно, и потом, сняв квартиру в городе, мы исколесили весь Вунг Тау вдоль и поперек.
Сейчас, сравнивая Вьетнам с Таиландом, я должен сказать, что во Вьетнаме движение намного более хаотичное, и это была отличная школа черепашьей езды.