Они одеваются так, как и их предки сто-двести лет назад. Если у них болит голова, то они идут к шаману, а тот прикладывает ко лбу раскаленные медяки. Плевать, что больно и совсем не эффективно и останется шрам на всю жизнь… но так ведь делали их предки, значит так будут делать и они. Знакомьтесь, черные хмонги и красные зао - этнические группы северного горного Вьетнама из провинции Лао Кай. А вам интересно как живут эти люди из прошлого?
Черные хмонги: эталон красоты
Посмотрите на эту девушку. Ее зовут Сон и ей всего двадцать два года. Она типичный представитель народности под названием черные хмонги. Обратите внимание, что Сон на полголовы ниже меня. Если учесть, что мой рост 165, то можно предположить, что Сон не выше 150 см.
Обратите внимание на прическу Сон. У женщин-хмонгов считается красивым, когда волосы с затылка обматывают вокруг лба. Всю эту конструкцию закрепляют множеством блестящих заколок и даже гребнями. В последний раз я видела чудо под названием "гребень" лет двадцать пять назад на своей бабушке. Какой все-таки разный эталон красоты, правда?
Ну и, конечно, сережки - большие серебряные кольца. Некоторые носят даже по 5-6 пар в ушах одновременно, от этого в мочках образуются большие дырки.
В традиционной национальной одежде хмонги ходят всегда. Идут ли в гости в соседскую деревню или на рынок продавать безделушки, сделанные собственными руками. Верхние одежки - расшитые кафтаны из самотканного льна.
Под ними - черные бархатные шорты и обвязки на ноги, которые издали можно принять за сапоги. На самом деле с обувью у хмонгов беда. Обычно они ходят в копеечных пластиковых шлепанцах и только когда сильно холодно надевают резиновые сапоги.
А вот так выглядят праздничные костюмы хмонгов. Но я думаю, что такой есть далеко не у каждой девушки.
Красные зао: что в лысине твоей…
Красных зао вы без труда отличите от хмонгов, хотя это и родственные народности, предки которых вместе бежали из Китая. Красные зао, или яо, носят приметные тюрбаны на голове, напоминающие рога быка.
А еще, в отличие от хмонгов, женщины зао предпочитают избавляться от волос. Они не только выщипывают под ноль брови, но и бреют виски и волосы надо лбом. Это способ сказать окружающим: путь к моему сердцу закрыт, я замужем. Если видите зао с бровями, знайте: эта красотка еще не нашла свою половинку.
Молодые девушки зао могут обходиться и обычными красными платками, в то время как женщины в возрасте стараются навесить на свои чурбаны как можно больше украшений.
И зао и хмонги - многодетные. Обычно девушки выходят замуж очень рано - в 14-15 лет, поэтому к двадцати годам многие уже имеют не одного ребенка. У женщины ближе к сорока наверняка уже около пяти отпрысков дома и еще один в животе. Беременности и роды - дело нескончаемое.
Как уживаются хмонги и зао?
К сожалению, я не знаю наверняка - дружат ли хмонги и зао. От разных людей я слышала разные ответы на этот вопрос. Сон мне сказала, что черные с красными хорошо ладят и даже иногда женятся на соседских пассиях. С другой стороны Зу (о ней чуть попозже) заверила меня, что у них с зао нет ничего общего, говорят они на разных языках, которые отличаются друг от друга "как французский от испанского".
То, что видела я собственными глазами: смешанные деревни, в которых зао и хмонги живут в соседних домах. Впрочем, на рынках и в общественных местах каждая народность предпочитает появляться по отдельности. Может и действительно языковой барьер?
В кого верят хмонги и зао?
Помните мои истории про колдунов-раглаев возле Нячанга и про мнонгов в провинции Даклак? Так вот, хмонги в деревушках возле северного города Сапа имеют почти те же представления о духовном устройстве мира. Они верят в духов, в которых люди превращаются после смерти. Духи помогают живым делами и советами. Их нужно холить и лелеять, общаться и развлекать, подносить жертвоприношения. И хоть миссионеры в конце девятнадцатого века и обратили часть язычников в христиан, в небольших деревушках люди по-прежнему живут так же, как и много столетий назад.
В официальную медицину хмонги может быть и верили бы, если бы она была им доступна. Моя подруга Зу, которая с семьей только лет семь как перебралась из деревушки в город Сапа, рассказала мне много занятных историй. Например, если деревенские ломают конечности, то идут к шаману. Тот травками и тряпками фиксирует ногу, дает какие-то снадобья и отпускает с миром.
Мигрени лечат вообще зверским способом - прикладываем ко лбу раскаленных монет. Не удивляйтесь, что у многих женщин-хмонгов на лбу шрамы в форме круга. Это значит, что они страдают от головных болей.
Я просила Зу, почему в случае болезни хмонги не ездят к настоящим врачам, не покупают обычные таблетки в аптеке? Ведь намного же проще выпить аспирина, вместо того, чтобы выдерживать такие зверские экзекуции. Зу ответила, что поездка к доктору - это дорогое удовольствие. Даже если есть свой байк (а обычно это все-таки роскошь), то нужно потратить немало денег на бензин, чтобы доехать до ближайшей больницы за 50 км. Еще нужны будут деньги на покупку лекарств… Нет, проще к шаману сходить и заплатить, например, курицей.
Шутки шутками, но нам за неделю путешествий по провинции встречалось много пожилых людей. Все-таки умудряются шаманы лечить горцев так, чтобы они жили долго.
Как живут северные горцы Вьетнама
В деревушках провинции Лао Кай царит такая вопиющая нищета, что просто поверить сложно, как хмонги и зао умудряются выживать в таких условиях. Я не говорю о туристических деревнях возле Сапы, где все более-менее причесано и прилизано. Мы ездили за перевал Трам Тон в деревни за 50 км от центра провинции. Это типичный дом черных хмонгов. Пола нет вообще, в стенах дыры...
А вот так спят дети…
И при всей этой безграничной бедности, провинциальные хмонги остаются приветливыми и улыбчивыми… Может из-за того, что вокруг такая красотища?
А еще хмонги и зао не спиваются, как наши соотечественники, а пытаются, как могут, заработать на тарелку лапши. Разводят скот, выращивают рис и овощи, делают сувениры для туристов.
Конечно, в Сапе они бывают немного навязчивыми и иногда слишком бесцеремонно слоняются за тобой со словами "бай самсинг фром ми!"... Ну а что бы вы делали в ситуации, когда дома ждут немытые голодные дети, а способ заработать только один: заставить этого сытого упитанного иностранца купить самодельную мелочевку.
Ну и что, скажете вы, у нас тут скоро народ будет в Гугл-очках рассекать и в киборгов все превратятся, а ваши хмонги и зао еду на кострах до сих пор готовят… Что же они, совсем не знают, что в мире творится? В том то и дело, что пока не знают. Моя подруга Зу по секрету мне сказала, что у нее есть (о чудо!) электронный почтовый ящик! Хотя за неделю она мне так и не написала ни одного письма. Наверное, на создании ящика все познания "интернетов" и закончилось. Зу, будешь читать это (ну вдруг!) - напиши…
Хотя что-то мне подсказывают, что не смогут хмонги и зао вот так жить и дальше долгое время. Сменят они свои кафтаны и обвязки на лодыжках на удобные джинсы и термокуртки, будут серфить новости в интернете, а жить в домах на солнечных батареях. А пока этого не случилось, добро пожаловать в Сапу - место, где время остановилось много веков назад.
Как добраться из Ханоя до Сапы:
Если вы думаете, что до Сапы сложно добраться, то глубоко ошибаетесь. Из Ханоя в Сапу ходят удобные слиппер-басы компании Vietbus. Место в таком автобусе стоит всего 300 тысяч донгов (15 долларов). Автобус отправляется около 7 вечера и прибывает в Сапу около 6 утра. Слипперы довольно комфортные, можно выспаться. Есть автобусы и других компаний примерно за ту же цену.
Еще можно доехать на поезде до Лао Кая, а оттуда на маршрутке до Сапы. Но этот вариант не такой бюджетный, да и не такой удобный, ведь придется вставать в пять утра для пересадки с поезда на автобус.
Я не советовала бы покупать готовые туры в агентствах в Ханое. Это очень дорого и не факт, что будет четко спланировано. Отправляйтесь в Сапу сами, там берите в прокат байк за 5 долларов в день и объезжайте все окрестные деревни самостоятельно. Впечатлений будет масса, я обещаю.
В следующем посте про самые популярные обманы туристов во Вьетнаме. Мы испытали их на собственной шкуре. Где-то это стоило нам денег, где-то нервов. Вам обязательно стоит прочитать этот пост, чтобы сэкономить и то и другое.
Подробный маршрут нашего путешествия с юга на север Вьетнама можно посмотреть по ссылке. А если вы хотите следить за новостями и дальше, то можете подписаться на анонсы новых постов в социальных сетях или получать уведомления по электронной почте. Все необходимые кнопки в низу страницы.
Сапа, деревня Кат Кат: быки, сопливые младенцы и грабеж среди бела дня
Даклак: таинственные мнонги - как живут, что едят, в кого верят
В гости к колдунам-раглаям: водопады Янг Бей (Yang Bay):