29-го декабря мы должны лететь из Гоа в Бангкок. Билеты покупали очень заранее, еще в октябре. Но буквально вчера выяснилось, что авиакомпания SpiceJet находится на грани банкротства и буквально за несколько часов отменила несколько сотен рейсов на ближайшие две недели.
Саша попытался разобраться, что сейчас происходит у SpiceJet, почему авиакомпания отменяет рейсы и есть ли надежда, что все наладится в ближайшее время.
Финансовые проблемы индийского бюджетного перевозчика SpiceJet обнаружились уже давно, но туристов по-настоящему коснулись 16 декабря, когда было отменено большинство рейсов авиакомпании, которой было так удобно пользоваться для перелетов по Индии и из нее в другие страны.
Рейсы были прекращены из-за того, что топливная компания BharatPetroleumCorp. Ltd (BPCL) отказалась заливать керосин в самолеты. Выяснилось, что уже несколько месяцев компания получает топливо только по предоплате: заплати и лети. После этого индийское нефтяное министерство попросило поставщиков дать Spicejet 15 дней на выплату. Гарантии, похоже, были голословными, так как большинство рейсов были отменены и утром 17 декабря.
Сейчас SpiceJet - второй по размеру бюджетный перевозчик страны. С прошлого года компания убыточна. Проблемы, очевидно, нарастают. По открытым данным, общий долг компании перед поставщиками топлива, аэропортами и служащими оценивается в 20 млн рупий.
Насколько можно судить, пока решение вопросов с топливом идет в авральном режиме. Из-за этого большинство отменных рейсов приходятся на утренние часы. Шансы улететь во второй половине дня повыше. Так, в твиттере главы компании Санджива Капура говорится, что "рейсы после 16:00" 17 декабря будут осуществлены. Также Капур сообщает, что идут переговоры с участием министерства (видимо, министерства транспорта) по предоставлению займа. Банки не желают давать деньги авиакомпаниям, и ведомство должно выступить гарантом.
По мнению индийских СМИ, шансы на это есть: не так давно разорился перевозчик KingfisherAirlines, и властям очень не хочется, чтобы единичный случай стал звеном "гребаной цепи".
Также ожидают вмешательства в кризис председателя совета директоров и владельца компании, миллиардера Каланити Марана. Сообщается, что при его участии может быть согласован заем в размере свыше 90 млн долларов.
Некоторую надежду в том, что позитивный исход возможен, внушает и то, что администрация гражданской авиации сняла запрет на продажи билетов только в течение месяца, и теперь авиакомпания может продавать билеты на рейсы до марта 2015 года. Не надо их покупать, просто имейте в виду, что запрет снят.
Краткие выводы.
0. Не покупайте билеты от SpiceJet. Если есть возможность, выберите другой способ доставки себя и своих близких.
1. Если купили, как мы, то имейте в виду: дозвониться на линию поддержки невозможно. На емейлы они тоже не отвечают, по крайней мере оперативно. Поэтому актуализируйте телефонный номер в своем профиле на сайте, чтобы компания могла прислать СМСки о вашем рейсе.
2. http://book.spicejet.com/ - на этом сайте можно проследить за статусом рейсов в ближайшие дни. Насколько мы можем судить, очень многое в деле заправки самолетов зависит от отношения с конкретными аэропортовыми службами. Поэтому важно знать, как часто отменяют именно ваш рейс или рейсы.
P.S. Что касается нас, то плана Б как такового пока нет. Покупать новые билеты у другой авиакомпании - не вариант вовсе. Перед Новым годом нужно будет заплатить минимум 300 долларов с человека, т.е. около 900 на троих. С нынешним курсом рубля, эта сумма просто за пределами наших возможностей. Если появятся новости - напишу.